Мировой финансовый кризис в полной мере распростерся во владениях российских бизнесменов. Казалось, что этот кризис довольно далёк от России и ее дел, но он постучался и в наши двери. В экономике кризисы происходят периодически, казалось бы, человечество уже должно было научиться противостоять и предвидеть их, но нет, каждый раз они приходят неожиданно, и уже в этой ситуации компании ищут способ остаться на плаву, минимизировать свои потери.Кризис по своей сути, конечно, является временным явлением, но вполне достаточным, для того, чтобы утопить какую-то из компаний, выбить из колеи, принести существенные материальные потери. Естественной реакций будет защита. Каким образом при нынешней ситуации компании готовы защищаться от кризиса? Существует несколько действий, к которым грамотные компании прибегают в первую очередь. Среди них можно назвать и увеличение продаж, и поиск новых источников финансирования, но хотелось бы остановится на другом - аутсорсинг.

Что такое аутсорсинг? Это передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта.

Проще говоря, принцип аутсорсинга таков - «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Если вдуматься, то решение это кажется как минимум не проигрышным. Передать часть функций компании, которая специализируется в этой области, а самому в это время сосредоточиться на основных бизнес-процессах, это очень похоже на весьма и весьма правильный шаг в сложившейся кризисной ситуации.

Ведение бухгалтерии компании является достаточно затратным мероприятием, которое в условиях кризиса выглядит наиболее затратным среди тех, которые можно было бы подвергнуть аутсорсингу. В условиях кризиса, решиться на подобный шаг не просто, может показаться, что это довольно-таки опрометчивый шаг, доверить собственную бухгалтерию, да еще в такой непростой период «чужим» людям, но, внимательно изучив положительные стороны, можно придти к выводу, что решение это принесет лишь положительный результат. Вы лишаетесь головной боли, доверив ее тем людям, чья повседневная работа заключается в решении ваших проблем, касающихся бухгалтерского учета.

Бухгалтерский аутсорсинг - один из вариантов обеспечения бухгалтерского учёта на предприятии, за которое несёт полную ответственность, в соответствии с законодательством РФ, руководитель предприятия. В данном варианте в целях обеспечения бухгалтерского учёта на своём предприятии и предоставления необходимой отчётности ФНС и внебюджетным фондам используется специализированная компания. Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразны, начиная от формирования “нулевой отчётности” и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе.

Теоретически и практически, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности.

Принимая во внимание нынешнее состояние мировой экономики, а точнее уже в полной мере развернувшегося кризиса, руководителей компании непременно будет тревожить вопрос о сохранении своих позиций на рынке. Лишние затраты поспособствовать этому не смогут никак, а значит использование аутсорсинга как инструмента, позволяющего сэкономить деньги, оправдывает себя в полной мере.

По сути дела, пользуясь услугами аутсорсера, организация-заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение компании, которое в то же время остается от него юридически независимым.

Сегодня, к бухгалтерскому аутсорсингу прибегают в основном иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России. Причинами такого явления можно считать слабое ориентирование иностранных бизнесменов в тонкостях нашего налогового законодательства.

При заключении договора по ведению бухгалтерии с компанией, предоставляющей услуги аусорсинга необходимо грамотно составить договор возмездного оказания услуг, и особенно четко разграничить ответственность организации - заказчика и аутсорсера за выполнение тех или иных операций по ведению бухгалтерского учета. Это имеет огромное значение, ведь именно налогоплательщику - организации, доверившей вести бухгалтерский учет аутсорсеру, в случае обнаружения нарушений придется платить штрафы и пени. Поэтому, включив в договор пункт о том, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, неправильное исчисление сумм налогов и так далее, компенсируются организацией-аутсорсером, организация-заказчик получает возможность возместить суммы уплаченных штрафных санкций за счет аутсорсера. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если причиной этому не является несвоевременное представление заказчиком аутсорсеру первичной бухгалтерской документации. Предусмотрев в договоре раздел о степени ответственности организации-аутсорсера, Вы сможете избежать многих проблем. Как правило, аутсорсер компенсирует клиенту ущерб в пределах, предусмотренных договором.

Подводя итоги, можно сказать, что аутсорсинг довольно молодой вид деятельности в России, тогда как западные страны пользуются им достаточно продолжительное время. Аутсорсинг доказал свою состоятельность в мире бизнеса, как весьма удобный способ держаться на плаву и не терять свои деньги, особенно в сложных экономических условиях.

Конечно, существуют и противники этого метода, критикующие аутсорсинг за потерю рабочих мест, но владельцам собственных компаний необходимо помнить о главной цели создаваемого ими бизнеса - принесение прибыли, и если аутсорсинг поможет сэкономить достаточно большую часть материальных благ и за счет этого сохранить свои позиции на рынке, то безусловно этот метод оправдывает себя на все сто процентов.

Синицын Андрей
Аудиторская компания White and Hedges Audit